Маркетинг — базовая функция бизнеса наряду с изготовлением. Также это просторная область познаний. О маркетинге написано очень много книг и статей, и в них можно повстречать большое количество разных определений термина.
Элементарными словами маркетинг — это продвижение продуктов. Основные задачи маркетинга — понять, чего планируют покупатели, как утолить их необходимости, и продать им продукт, чтобы заработать деньги.
Определений маркетинга больше 2-ух тысяч, это — общее. Доведем еще 2. Североамериканский плановик и маркетолог Филип Котлер в книжке «Основы маркетинга» сообщает: «Маркетинг — тип нашей деятельности, нацеленный на ублажение потребностей и надобностей за счет обмена».
Американская организация маркетинга предоставляет следующее определение: «Маркетинг — это процесс планирования и воплощения плана, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг за счет обмена, удовлетворяющего задачи автономных лиц и организаций».
Маркетинг — базовая функция бизнеса, совокупность огромного количества действий. В то же самое время это академическая наука, которую преподают в университетах и бизнес-школах. В ней очень много концепций, инструментов и способов.
В разных действиях маркетинга принимают участие различные специалисты — от контекстологов до копирайтеров. Однако отвечают за все рекламщики.
В незначительных компаниях вполне может быть 1 маркетолог, который возглавляет поставщиками и делает часть работы сам. В больших компаниях вполне может быть штат рекламщиков — ими возглавляет главный директор по менеджменту.
Можно сообщить, что маркетингом занимается каждый, кто делает и реализует все товары, услуги и продукты. Даже если компания приобретает заявки лишь благодаря «сарафанному радио» и у нее в штате нет маркетолога, она все равно применяет маркетинг.
Функции и задачи маркетинга. Довольно часто маркетинг сравнивают лишь с продажами. Действительно он значительно выше.
В учебниках акцентируют 4 функции маркетинга. Это абстрактная классификация, однако благодаря ей можно понять, чем занимаются рекламщики действительно. Вот эти функции:
Аналитическая. Рекламщики исследуют конкурентов компании, целевую публику продукта и ее поведение. Они стараются понять, что важно для потребителей.
Для этого они используют различные методы. К примеру, веб-аналитику, ажурную аналитику, исследования с огромными размерами данных. Или более элементарные методы — выборочные опросы представителей целевой публики.
Производственная. Благодаря разбору маркетолог осознает, чего клиенты ожидают от продукта, и определяет, каким должен быть продукт, чтобы он отвечал ожиданиям потребителей и мог соперничать с иными. К примеру, при подготовке приложения маркетолог сообщает, какие функции в нем должны быть.
Сбытовая. В определенных источниках ее называют функцией продаж. Маркетолог делает все, чтобы продавать больше: занимается ценообразованием, управляет перечнем, притягивает клиентов и управляет отношениями с ними. К примеру, собирает обратную связь и повышает сервис по откликам.
Функция управления. Это планирование, организация и контроль любой рекламной деятельности. К примеру, маркетолог разрабатывает стратегию продвижения на новом рынке, ищет поставщиков, предлагает им необходимую для работы информацию и контролирует завоевание KPI.
В определенных источниках акцентируют иные функции маркетинга. К примеру, новейшую — создать новый продукт и вывести его на рынок. Или создающую — убедить покупателя в том, что продукт закрывает его необходимости, и инициировать приобрести его.
Мировая цель маркетинга — доставить по возможности больше прибыли компании. Ее можно сконструировать по-всякому. К примеру, «отец» менеджмента Питер Друкер определил ее так: «Сделать действия по сбыту не нужными. Так хорошо узнать и понять заказчика, что товар или услуга будут в точности подходить заключительному и продавать себя сами».
В зависимости от глобальной задачи создают стратегически важные. Филип Котлер перечисляет 4 «истинные задачи маркетинга»:
добиться максимально возможного уровня употребления продукта;
добиться предельной потребительской довольства;
предложить пользователям самый широчайший выбор;
предельно повысить состояние жизни потребителей.
На деле маркетинг используют для достижения синхронно нескольких задач, которые перекликаются с перечисленными выше. К примеру, повысить долю рынка до 50%, создать хороший имидж компании, повысить эффективность на 35%. Маркетинг — постоянный процесс, из-за этого задачи меняются: когда достигают одной, устанавливают свежую.
Есть очень много классификаций маркетинга. Разберем некоторые из них. В 1985 году Американская организация маркетинга утвердила формальную систематизацию, в которой маркетинг разделяют на виды исходя из характера спроса. Вот они:
конверсионный — нужен при отрицательном спросе, чтобы поправить отрицательный имидж и образовать позитивный;
развивающий — его используют, чтобы предвидеть спрос и создать под него оптимальный продукт;
вызывающий, задача которого — образовать спрос, если он отсутствует;
поддерживающий — его используют в условиях надежного спроса и конкуренции, чтобы уровень продаж не понижался;
ремаркетинг — если спрос потухает, его инициируют, чтобы продукт не пропал с рынка;
демаркетинг — понижение спроса, когда он чересчур большой и компания не в состоянии утолить его;
синхромаркетинг — нужен, чтобы урегулировать спрос на продукт: к примеру, если он неравномерный;
стесняющий — снижение иррационального спроса на товары, отрицательно влияющие на общество: к примеру, на табак и алкоголь.
Вторая распространенная классификация, которую довольно часто упоминают в учебниках, — по нраву и масштабу деятельности. Акцентируют 3 вида маркетинга:
Групповой, или недифференцированный. Это маркетинг товаров широкого употребления: он нацелен на завоевание предельного охвата и не рассматривает сегментацию целевой публики. Элементарными словами — это маркетинг «для всех».
Дифференцированный. Он нацелен на несколько частей целевой публики. Для любого раздела создают автономный продукт или приспособят маркетинговые стратегии.
Концентрированный. Это маркетинг, осведомленный на 1 сектор целевой публики. Его цель — предельно закрыть необходимости клиентов.
Заключительная классификация, о которой мы поведаем, — по виду потребителя. Акцентируют 3 вида маркетинга:
B2B — его используют в бизнес-модели, когда одна компания реализует продукт другой компании.
B2C — когда компания реализует продукт конечному покупателю.
B2G — когда компания реализует продукт федеральным заведениям.
В интернете можно повстречать упоминания еще огромного количества видов маркетинга — видеомаркетинга, контент-маркетинга, производственного, потребительского, территориального, мирового маркетинга и тому подобное.
Какие инструменты используют в маркетинге. Инструментов маркетинга очень много. Начнем с часто встречающихся — их упоминают в большинстве случаев, когда говорят о маркетинге. Это контекстная и таргетированная реклама, SEO, SMM, email-рассылки, реклама в прессе и наружная реклама.
Ученые и рекламщики систематизируют инструменты маркетинга на группы по различным симптомам. Например доведем 2 систематизации.
Есть концепция 4P, или маркетинг-микс: ее рекомендовал североамериканский маркетолог Джером Маккарти. Она представляет, что есть 4 «кита» маркетинга: товар, стоимость, место продажи и продвижение. У любого «кита» собственные инструменты:
чтобы создать популярный товар, рекламщики работают над ассортиментной матрицей, упаковкой, торговой моделью, гарантиями;
чтобы посоветовать конкурентную стоимость, разрабатывают расценочную стратегию, скидки и акции;
чтобы продавать продукт в оптимальных местах, используют логистику, мерчандайзинг, управление припасами;
чтобы продвигать продукт, подключают рекламу, PR, побуждение сбыта.
Есть иные версии концепции — 5P, 6P и тому подобное. Они также делят маркетинг на несколько «составляющих» и подразумевают, что у любого элемента — собственные инструменты.
В конце прошлого века в Procter & Gamble из-за казуса появилось деление инструментов на ATL и BTL. ATL в стенографическом передвижении означает «над чертой», BTL — «под чертой».
К ATL относят все групповые средства рекламы, другими словами инструменты, которые дают возможность получить предельный охват без индивидуализации известий. Это наружная реклама, реклама на телевидении и радио, объятная реклама в сети-интернет.
К BTL относят инструменты, которые дают возможность коммуницировать с тесной целевой публикой. Это контекстная и таргетированная реклама, SMS-рассылки, программы лояльности, активное участие в отраслевых событиях и прочие.